На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Genius

1 подписчик

Модели Dior в Москве 1959 года

Около года назад я натолкнулась в Интернете на очень любопытную фотосессию - серию работ легендарного фотографа Говарда Сочурека (Howard Sochurek) под названием «Модели Dior гуляют по консервативной Москве 1959 года». Возможно, многие уже успели с ней познакомиться, но, тем не менее, я решила выложить этот материал на форуме, чтобы узнать мнение наших сообщниц. Дело в том, что на других ресурсах эти снимки вызвали неоднозначную реакцию, и большинство прочитанных мной комментариев были написаны достаточно в агрессивной манере, обвиняющей автора в пропаганде западного образа жизни путем очернения облика советских женщин, разительно контрастирующих по своему внешнему виду с моделями Диора, и таким образом выставленных на обозрение всего мира в самом неприглядном свете.

 

Лично мне не хотелось бы сейчас акцентировать свое внимание на политической подоплеке этой фотосессии. Я предпочитаю относиться к ней скорее, как к интересному историческому событию.

 

А теперь немного истории.

 

В 1958 году в СССР был официально разрешен показ мод, а на улицах прекратили преследование людей в модной одежде. Это решение создало соответствующую атмосферу и позволило организовать показ Christian Dior в Москве.

 

В рамках этого визита был устроен, так сказать, неформальный, уличный показ, с участием трех манекенщиц Дома, что вызвало настоящий шок у москвичей и гостей столицы. Именно это столкновение мод и культур и запечатлел Howard Sochurek на своих фотографиях. По сути дела, ничего особенного не происходило. Манекенщицы в моделях «от Диор» дефилировали по «знаковым» точкам столицы: Красной площади, ГУМу, и, наверное, для контраста, Тишинскому рынку, который еще с довоенных времен был барахолкой – «блошинкой», так что место для «культурной провокации» было выбрано весьма точно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Переговоры между Домом Dior и Торгово-промышленной палатой СССР начались в декабре 1958 года и велись около трех месяцев. За это время были посланы сотни писем с условиями от обеих сторон. Советская сторона всячески старалась снизить уровень претензий французов, французская сторона пыталась максимально отстоять «высокий уровень» мероприятия. Советские чиновники отговаривали французов от дорогих гостиниц и требовали сократить срок пребывания делегации до двух дней. Французы просили личного повара для моделей и натурального шелка для декораций. В числе прочего французы получили инструкцию, до сих пор хранящуюся в архивах Дома Dior. Многие ее пункты сегодня вызывают улыбку, а тогда могли существенно облегчить жизнь иностранца в Москве:
- Возьмите с собой сигареты, помаду, косметику.
- Примите к сведению, что вы не сможете купить виски.
- Пожалуйста, не фотографируйте. Если вы берете фотоаппарат, не снимайте детей, дома, мосты, военные постройки.
- Никогда не отказывайтесь от первой сигареты, которую вам предлагают. Это одно из правил вежливости.
- Не удивляйтесь, если к вам обратятся на улице с вопросами: откуда вы, были ли вы в СССР до этого, чем вы занимаетесь, каково ваше впечатление от Москвы. Это проявление дружественности со стороны московского населения.
- В особенности не смущайтесь, если прохожие улыбаются или удивляются при вашем виде из-за разницы в поведении и одежде.
- Чаевые для такси: 10%. В остальных случаях оставлять чаевые не принято. Брать их почти всегда отказываются.
- Во время приемов принимайте алкоголь умеренно, но не отказывайтесь, поскольку не принимать участия в тостах - одно из грубейших оскорблений. - Тем людям, которые вам понравятся и которые окажут вам наилучший прием, дарите значки. Их вам раздадут заранее.
- Относительно моделей: перед интервью просим вас ознакомиться со специальной инструкцией и перечнем вопросов.
- Возьмите с собой несколько детективных романов для себя и для подарков служащим посольства.
- Женщины ни в коем случае не должны носить брюки. В последнее время в связи с этим было замечено негативное отношение к звездам кино со стороны населения.

Французы, если и были обескуражены инструкциями советской стороны, виду не подавали. «Отношения с Торгово-промышленной палатой развивались благоприятно, - сообщал господин Руэ. - Мы подумали о том, что нам понадобится парикмахер. О чем я и попросил. Разумеется, вы можете привезти с собой парикмахера. Я также попросил разрешения привезти французского фотографа. Разумеется. И даже если вы хотите, чтобы вас сопровождал ваш священник, мы заранее согласны».
Наконец 7 мая 1959 года господин Руэ подписал протокол соглашения с Торгово-промышленной палатой СССР.

10 июня рейсом Air France десант из 12 моделей Дома Dior под предводительством молодого Ива Сен-Лорана, возглавившего Дом после смерти Кристиана Диора в 1957 году, высадился в Москве. Их багаж впечатлял: 120 комплектов с аксессуарами всех видов - зонтиками, перчатками, шляпами, обувью (все было застраховано больше чем на 100 миллионов франков). Среди ансамблей из летней коллекции 1959 года были вечерние платья «Надежда», «Таня» и «Татьяна», совершенно случайно названные русскими именами.

В зале «Труд» Дома культуры «Крылья Советов» прошло в общей сложности 14 показов летней коллекции Dior. Каждой из 12 приехавших из Франции моделей пришлось выйти на подиум 140 раз. Показ Дома Dior в Москве посетили 11 000 человек. Во время показов было распрыскано 12,5 литра духов, хотя в багаже французов было припасено 500 литров духов Dior. Остальная часть, видимо, ушла на подарки «официальным лицам» во время закрытых показов для лиц политической элиты, проходивших в резиденции посла Франции Мориса Дежана. Так же, как и детективные романы.))

Парижская пресса так рапортовала о показах Дома Dior в Москве летом 1959 года: «Французские показы состоялись в Москве с 12 по 16 июня. Об этом с гордостью сообщил господин Руэ, генеральный директор Дома Christian Dior, который недавно вернулся из Москвы. И мы эту гордость разделяем. Ведь французская мода является нашим общим делом, это одна из черт национального гения, одно из подтверждений нашей международной славы. Одеть мир - вот одно из наших стремлений».
Московская пресса была куда сдержаннее. «На улицах Москвы появились афиши: «Дом мод Кристиана Диора будет демонстрировать коллекцию летних моделей в спортивном клубе «Крылья Советов». Конечно, женщинами овладело желание попасть в это святилище соблазнов» (журнал «Огонек», 17 июня 1959 года).
Стремление женщин в «святилище соблазнов» подчеркивает и чиновник из Торгово-промышленной палаты СССР еще на последних стадиях переговоров с Christian Dior: мы получили сообщение из Москвы, что все билеты были проданы с первого дня их появления в кассах, вероятно, будет предусмотрено 2 дополнительных показа». Однако не все было так просто: никакие билеты ни через какие кассы не распространялись. «Показы были доступны только по приглашениям, которые выдавались идеологически выдержанным представителям легкой и текстильной промышленности. Широкой публике билеты не продавались», - вспоминает модельер Ирина Крутикова, дочь руководителя «Разноэкспорта» в Министерстве внешней торговли, которая побывала на одном из показов в 1959 году. «Коллекция демонстрируется молниеносно, показ идет на 12-14 манекенщицах. Залы, где демонстрируются модели, маленькие, но их несколько. К моделям не дается никаких пояснений, просто объявляется номер и название модели. Можно только успеть отметить крестиком в каталоге» - это не впечатления о московских показах, а отчет группы художников-модельеров из Всесоюзного дома моделей на Кузнецком Мосту, побывавшей в качестве ответного жеста в гостях у Дома Christian Dior позже, в 1965 году. Скорость демонстрации моделей поражала зрителей и в 1959-м. Модели на Кузнецком Мосту ходили гораздо более неспешно: их выход сопровождали пространные лирические и технологические описания комплектов. «Манекенщицы были существенно ниже ростом, чем теперешние, но столь тоненькие и легкие в пышных нарядах, так грациозно двигались по сцене, что производили впечатление актрис. На подиум они выходили по одной, двигались довольно быстро и так изящно показывали многочисленные юбки, что не было ощущения фривольности и избыточной игривости», - вспоминает Ирина Крутикова.
А вот мнение парижской делегации о советской Москве, изложенное господином Руэ (впечатлений Ива Сен-Лорана архив Дома Dior, к сожалению, не сохранил): «Я посетил Дом моделей, центральный дом советской моды. Я присутствовал на показах моделей, очень милых, очень красивых девушек, которые поразительно хорошо двигались. Когда я вышел из Дома моделей после показа, я задержался, чтобы поболтать с директорами, и у дверей встретил моделей, которые садились в машину. Я задал вопрос: разумеется, их отвезут домой? Нет, их везли на завод в пятнадцати километрах отсюда, где они должны были представить коллекцию рабочим. Затем они направлялись с московского аэродрома в Архангельск, чтобы показать ту же коллекцию за полярным кругом. Согласитесь, это поразительно!»

Российская группа модельеров, посетившая Дом Christian Dior в 1965 году, в служебной записке отчитывалась: «Ничего нет такого, что бы подлежало какому-то осуждению или было неприемлемым для нас. Повседневные платья все с поясом на талии, прямые. Пояса кожаные, спереди с бантиком. Нарядные платья часто драпированные из крепов светлых цветов, очень похожих на нашу «москреповую» группу тканей». Из этого посыла группа стажеров-фантазеров делала совершенно революционный для советской действительности вывод: «Считаем целесообразным изыскать возможность показов парижских фирм в Советском Союзе, что принесет большую пользу и специалистам, и населению».
А в 1959 году «Огонек» - одно из немногих советских изданий, отчитавшееся по диоровским показам, - буквально на пальцах доказал, что советской женщине никакой Диор не нужен! «Сидящие в зале смотрят на манекенщиц очень внимательно: одни мысленно примеряют платья и накидывают на плечи меховые манто, другие стараются уловить и запомнить понравившийся фасон. Зрительницы отмечают: «Зачем платья из плотной шерсти так сильно открыты? Ведь это почти сарафан. Для нас, северян, это не особенно практично. А летом, даже вечером, будет жарко в таком платье. Платья коротковаты. Полных и низкорослых это вряд ли украсит. Ручная вышивка по тюлю — это, конечно, очень красиво, но кто может позволить себе такую дорогую вещь?» («Огонек», 17 июня 1959 года). Конечно же, это идеологически выверенная статья, пусть и на последней полосе журнала, рядом с кроссвордом. А вот выдержка еще из одного издания тех дней, описавшего узкие юбки и обувь на высоких каблуках таким образом:
«Буржуазная мода такова, что женщина испытывает трудности при ходьбе и должна обязательно иметь рядом с собой человека, помогающего ей. » На самом деле коллекция Christian Dior в Советском Союзе произвела то же впечатление, какое должна была произвести серебряная вилка на неандертальца. Это были вещи в прямом смысле слова из другого мира, другого уровня и порядка. Причем не только на уровне кройки и шитья, а также в сфере организации всего представления. «Самое яркое впечатление осталось от того, что я увидела за кулисами. Мой отец должен был как официальное лицо пройти за кулисы, чтобы поблагодарить участников показа. Естественно, что я тоже пошла, чтобы все рассмотреть. Сначала почувствовала аромат духов, менее заметный в зале. Манекенщицы выстроились в ряд. Там же стояли все помощники. Поразил безупречный порядок. Все вещи были уже развешаны или находились в коробках. Мне разрешили посмотреть и потрогать наряды. Не стоит даже говорить, что отделаны они были великолепно и снаружи, и изнутри. Для студентки это был урок качества работы и культуры показа», - вспоминает Ирина Крутикова. Французская мода для советских граждан была ошеломительным открытием. Специалистов из Дома моделей на Кузнецком Мосту поразило, что Christian Dior - оплот роскоши и французского шика - был к тому еще и очень рационально организован, а художник-модельер, считавшийся в СССР подсобным рабочим, здесь был чуть ли не обожествлен. «О нем в фирме говорят в превосходной степени: «Он придумал, он выбрал, он решил». Никаких других слов вы не услышите. Художник отвечает за все. Конечно, его ответственность огромна, но и престиж человека всегда выше, ему верят, его рекомендациям следуют».

По материалам журнала Life и интернет-издания «Свободная пресса», также использованы выдержки из книги Александра Васильева «История моды. Выпуск 14. Кристиан Диор».

http://fashiondetails.ru/topic/modeli-dior-v-moskve-1959-goda

Картина дня

наверх